Сдаваться не думал

14.09.2022

Какой вклад внесли в историю Белгородской области фронтовики-инвалиды

Рассказываем о четырёх героических белгородцах, которых не сломила ампутация после ранения в Великую Отечественную войну.

Все советские школьники знали о беспримерном подвиге лётчика Алексея Маресьева (во многом благодаря книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»), сумевшего после ампутации ступней обеих ног вернуться в строй. При этом ни в газетах, ни по радио почти не говорили об участи 2 млн демобилизованных из армии фронтовиков-инвалидов, в том числе о 450 тысячах, потерявших конечности.

А судьбы их складывались по‑разному. Кто‑то сломался, запил, пополнил ряды бродяг. Но большинство стали настоящими героями своего времени, поднимали после войны страну, превозмогая боль и физические страдания.

Среди них – известные белгородцы, которые были и остаются олицетворением победы человеческого духа: главный редактор областной газеты «Белгородская правда» Никанор Вашкевич (была ампутирована часть стопы), председатель городского народного суда Белгорода в 1962–1992 годы Юрий Сидоров (ампутированы обе ноги), первый секретарь Белгородского обкома ВЛКСМ, впоследствии председатель облсовпрофа Иван Ларченко (ампутирована нога).

О судьбе других героев мы расскажем немного подробнее.

Владимир Копелец


1.jpg

«Дети понимают своих родителей довольно поздно: когда сами приобретут жизненный опыт, столкнутся с какими‑то трудностями. Вот и я только спустя годы смогла оценить испытания, которые выпали на долю моего отца, и масштаб его личности», – начала свой рассказ белгородка Юлия Копелец.

Её папа – Владимир Копелец – родился в 1924 году в селе Тёткино Курской области. Его мама была домохозяйкой, а отец – бухгалтером на сахарном заводе.

«28 октября 1941 года деда призвали в армию, а папа пошёл с ним добровольцем. Сначала он служил в сапёрных войсках, затем прошёл подготовку в военно-пехотном училище в Рыбинске и с февраля 1943-го командовал пулемётным взводом на Брянском, Прибалтийском фронтах», – рассказывает Юлия Владимировна.

5 января 1944 года Владимир Сергеевич оказался под артиллерийским обстрелом: осколки насквозь пробили правое бедро, попали в коленный сустав, пострадали спина, правое плечо. Госпиталь был далеко. Товарищи уложили его на лаги, запряжённые собаками, и повезли до ближайшей санитарной части. Спасибо собакам: они и спасли ему жизнь. Но бойцу ампутировали ногу, включая бедро. Тогда это называлось «высокая ампутация».

«Папа долго лечился, перенёс девять операций, ходил на костылях. Вернулся в родное село, где его уже не ждали: бабушка получила на него похоронку, – продолжает Юлия Владимировна. – Как только стало возможно, папа взялся за учёбу. Окончил 10 классов, а в 1951 году – Киевский технологический институт по специальности «технология цементного производства». Его направили сначала на белгородский цемзавод, который тогда строили, затем переводили в Здолбуновский, Криворожский. Отец, как теперь говорят, прошёл путь от мастера до главного инженера. В 1958-м вернулся на белгородский цемзавод главным инженером и проработал там 30 лет, после этого перешёл в горотдел по делам строительства и архитектуры, где трудился ещё 10».

После ампутации фронтовик упорно стремился жить как все здоровые люди: всё делал сам, никогда не жаловался, отказался от I группы инвалидности.

«Хотя приходилось ему очень нелегко. Хороших протезов тогда не было – он получил какой‑то неудобный и несовершенный с Курского протезного завода и переделал его так, чтобы сгибались стопа и колено. Научился ходить с ним, слегка прихрамывая, без тросточки. Тот, кто не знал о ранении, даже не догадывался о его проблеме. Тем более папа всегда жил полноценной жизнью: водил машину, обожал охоту, был страстным рыбаком», – делится Юлия Копелец.

Его, как руководителя, очень уважали рабочие. А вот начальство относилось к инженеру-инвалиду по‑разному. Были такие, кто напрямую говорил о его «несоответствии» должности из‑за одной ноги.

«Отец не спорил, но, знаю, очень переживал из‑за такой несправедливости. Он жил другими понятиями, всегда ценил, что остался жив, ведь многие его товарищи остались на полях войны. При этом он никогда не кичился боевыми заслугами, награды стал надевать только в конце жизни: ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Были у него и трудовые знаки отличия».

Владимир Сергеевич скончался в 2001 году после тяжёлой болезни, которая стала результатом ранения и личных переживаний. Попрощаться с ним пришло много белгородцев.

«Для сослуживцев, друзей он был просто хорошим человеком, а для нас, родных, настоящим героем, даже святым, который после всех испытаний смог сохранить в себе человечность и любовь к миру».

Владимир Лепешенко


2.jpg

Этот легендарный человек, интеллектуал и высокий профессионал сегодня в списке почётных граждан Белгорода, куда его внесли за большой личный вклад в социально-экономическое развитие города. С 1954 по 1994 год Владимир Алексеевич возглавлял правления Белгородпромстройбанка – того самого, что на протяжении десятилетий финансировал самые большие стройки области, металлургическую отрасль, другие направления промышленности.

Кроме того, долгое время Лепешенко руководил экономическим советом области, занимался наукой и преподавал: в 1969 году защитил диссертацию, стал кандидатом экономических наук, доцентом, а в 1976-м – профессором Белгородской государственной технологической академии строительных материалов (ныне БГТУ им. В. Г. Шухова).

Владимир Алексеевич был настолько энергичен, активен, что окружающие забывали о его протезе вместо ноги.
Как и многие сверстники, Лепешенко ушёл на фронт добровольцем в неполные 17 лет. Хватил войны с лихвой: бронебойщиком в составе 107-го полка 34-й гвардейской дивизии участвовал в Сталинградской битве, освобождал Донбасс. Ногу потерял после тяжёлого ранения, во время лечения в госпитале и реабилитации окончил финансово-экономический институт в Ростове-на-Дону.

Но своё место в жизни нашёл не только благодаря высшему образованию, которое тогда было на вес золота (вузовские дипломы в белгородском банковском секторе после войны были только у 7 % управляющих и кредитных работников). А больше из‑за чрезвычайной целеустремлённости, честности, надёжности. Владимира Лепешенко запомнили как человека, болеющего не только за дело, но и за людей.

Ветерана не стало в 2005 году, ему было 80 лет. В белгородских учреждениях культуры до сих пор проводят мероприятия в дань памяти о Владимире Лепешенко в юбилейные даты его дня рождения.

Пётр Овчаренко

3.jpg

«Тов. Овчаренко, образцово выполняя свои боевые задачи разведчика, неоднократно проявлял высокое мужество.15 сентября 1944 года, корректируя огонь батареи в населённом пункте Озоли, будучи тяжело ранен в руку, не оставил свой пост, продолжая выполнять поставленные задачи. После чего был тяжело ранен в ногу и в бессознательном состоянии эвакуирован с поля боя. Огнём нашей артиллерии контратака противника была отражена, уничтожено 2 станковых пулемёта и до 15 солдат», – так описан подвиг гвардии красноармейца Петра Овчаренко в военных документах.

После того страшного боя под латвийской деревней ему ампутировали ногу. Что переживал в то время 20-летний паренёк – одному богу известно. Но сдаваться он не собирался. Вернулся в родное полтавское село Крива-Рада, через пять лет поступил в Воронежский ветеринарный институт. По распределению попал в совхоз «Уразовский» Валуйского района, откуда его перевели главврачом в птицесовхоз «Бессоновский» Микояновского района, затем стал директором Валуйской межрайонной лаборатории.

Работа была далеко не кабинетная, трудозатратная, и сложно представить, как она давалась человеку в его положении. Только Пётр Фёдорович заслужил репутацию человека невероятно трудолюбивого и знающего. В 1962 году ему предложили возглавить областную ветеринарную лабораторию, где он трудился около 16 лет. В нашей сельскохозяйственной области это подразделение всегда имело огромное значение: нужно было не только искоренить такие опасные заболевания, как бруцеллёз и туберкулёз КРС, чуму и рожу свиней, но и строить, развивать сеть ветлечебниц, производить ветпрепараты и противовирусное сырьё, вести грамотную кадровую работу.

Справляться с этими нелёгкими задачами помогал организаторский талант Петра Овчаренко. Многие нынешние специалисты ветотрасли в нашей области – его ученики и последователи. Коллеги прекрасно знали о драматических событиях его жизни, поэтому всегда воздавали ему должное за все достижения как человеку большого мужества.

Михаил Сабельников


4.jpg

Уроженец шебекинской Нежеголи Михаил Сабельников потерял правую руку в 1944 году в боях под городом Новоукраинка Кировоградской области. Шла мощная танковая атака со стороны врага, снаряд попал в самоходную установку, которой управлял гвардии младший сержант. Страшно это – в 18 лет стать инвалидом. Но он, как и другие уцелевшие счастливчики, радовался тому, что в той мясорубке остался жив. А значит, мог быть полезным своей Родине.

Для начала он научился писать левой рукой, потом окончил Харьковский сельскохозяйственный институт, работал агрономом МТС в Шебекинском и Ивнянском районах. А с 1957 по 1977 год возглавлял сельхозотдел газеты в Прохоровке.

«Пожалуй, никто из музейных работников не собрал столько материалов о Курской битве, сколько Михаил Афанасьевич. Письма в редакцию, звонки и командировки позволили узнать многое, и впоследствии Сабельников даже начал выпускать книги на эту тему», – писали о фронтовике коллеги по журналистскому цеху.

Почти 40 лет ветеран занимался краеведческой работой, рассказывал о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны, в том числе на Курской дуге. Собранные им документы использовались при организации государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Большую часть жизни Сабельников посвятил исследованиям судьбы Героя Советского Союза, гвардии майора 122-го гвардейского артиллерийского полка Михаила Угловского, защищавшего район Яковлево от фашистов в июле 1943 года, инициировал присвоение его имени одной из улиц посёлка, написал о нём книгу «Бессмертие».

Хорошо известны белгородцам и другие книги фронтовика: «Боевые подруги на Огненной дуге», «Георгий – старший сын Ульяны», «Чтоб не забылась та война», «Прохоровка». В 1993-м он редактировал первую в области Книгу Памяти, посвящённую фронтовикам, ушедшим на фронт из сёл, входивших в Подолешенский сельсовет.

Михаил Афанасьевич, как и все защитники Отечества, прекрасно понимал, почему так важно сохранить эту самую память о борцах с фашизмом. То, что это задача безвременная, вечная, мы осознаём сегодня с особой остротой. Так же как и силу духа русских защитников, которые жертвуют своим здоровьем, жизнями ради великой цели.

Ольга Бондарева
Источник: belpressa.ru




Возврат к списку